BigPikcha.ru (b_picture) wrote,
BigPikcha.ru
b_picture

Categories:

Как сейчас выглядят последние сохранившиеся дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге

За стенами исторических домов Санкт-Петербурга скрыто множество интереснейших вещей; будь то парадные, коммунальные квартиры, печи, полы, различные элементы декора.
Недавно, впервые в Санкт-Петербурге провели экскурсию по историческим лифтам. Подъемников, которые можно считать настоящим произведением искусства, в Северной столице осталось около 50.




Текст: Алексей Шишкин, Мария Райская

Организатором мероприятия выступила компания “МЛМ Нева трейд”, один из лидеров по замене лифтов в городе. Экскурсию провел краевед Алексей Шишкин.

Пассаж

Фото: Максим Дынников

В начале 1900-х самые вместительные и современные пассажирские лифты располагались в здании универмага “Пассаж”. Сохранившийся до наших дней лифт (а точнее его шахта) обслуживал сразу 64 коммерческих помещения и одновременно вмещал трех человек. Для Российской империи это был настоящий эксперимент, ранее таких вместительных лифтов в торговых зданиях не устанавливали.

«Сегодня средняя грузоподъемность пассажирского лифта составляет от 350 и до 500 кг или 5-7 человек, пояснил технический директор компании «МЛМ Нева трейд» Максим Ковалев, но бывают и уникальные подъемники, способные одновременно перевозить сразу 80 человек. Такой лифт есть в Японии».


В наше время от лифта уцелела только фигурная металлическая шахта, а также старые «буковые» направляющие. При последней реконструкции в шахте была установлена новая кабина и механизм.


Дом Елисеевых

Фото: Сергей Ермохин

Считается, что первый лифт в доходном доме в Петербурге появился в 1890-м году в доме Елисеевых на Фонтанке. От него уцелели лишь мелкие фрагменты декора первоначальной шахты. Примечательно, что лифт был предусмотрен в здании уже первоначальным проектом. До наших дней от него сохранилась почти комплектная шахта с обильным металлодекором. Она имеет необычную для сегодняшнего дня круглую форму.

«Сегодня панорамные лифты - круглые или полукруглые, как правило, устанавливают только в торговых центрах, бизнес-центрах и т.д. – пояснил Максим Ковалев, – Сейчас есть организации, которые специализируется на производстве круглых лифтов. Но при этом практически у каждого завода-изготовителя в ассортиментной линейке присутствует круглая модель подъемника».


Предположительно, подъемник, как и лифты Витебского вокзала изготовлен на заводе “Сан-Галли”. Отличительной чертой является то, что первоначально подъемник работал от парового двигателя, что не слишком удобно для жилого дома, так как такой механизм требует много пространства и топлива.


Дом Мертенса

Фото: Сергей Ермохин

Электрический подъемник в доме на Невском, 21 был установлен в 1907 году. Его произвели в Берлине на предприятии «Сименс-Шуккерт».

«Компания «Сименс» стала пионером электрического лифтостроения, ее инженеры впервые испытали электроподъемники в Германии в 1880 году. Такие лифты стали доставлять пассажиров значительно быстрее» – отметил Ковалев.


Фото: Асхат Бардынов

Лифт поставлен в «премиальной комплектации». В оформлении подъемника использованы ценные породы дерева, латунный и бронзовый металлодекор, хрустальное ограждение шахты, кожаные сидения. Пользоваться лифтом можно было лишь строго с помощью оператора. Он мог поднять до 400 кг за раз. В 1955 году подъемник прошел модернизацию, был заменен оригинальный силовой механизм, кабину, однако, что необычно для СССР, сохранили.

Современный вид лифту придали в 2008 году при реставрации и реконструкции фирмой «Штейн», той самой, что когда-то установила подъемник в доме журналиста. Сейчас в здании располагается магазин одежды Zara.

Общество взаимного кредита

Фото: Святослав Акимов

В здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита на набережной канала Грибоедова, 13 сохранилось ограждение одной из самых старинных лифтовых шахт. Подъемник был установлен с 1888 по 1900 год. Здание должно было стать одним из самых передовых финансовых учреждений в Европе, поэтому лифт был заложен в проект здания изначально.

Фото: Асхат Бардынов

Дизайн подразумевает наличие сразу двух «фасадов»: на парадном помещен вензель с логотипом Общества, а в боковом расположена дверь для входа пассажиров. Кроме того, верхняя станция подъёмника в отличие от нижней декорирована так, чтоб лифт был максимально незаметен, и техническое устройство не нарушало общий вид интерьера второго этажа фойе.

Фото: Максим Дынников

Сейчас в старой шахте стоит советский лифт в неработоспособном состоянии. В наши дни в здании находится офис «Росбанка».

Дом Зингера

Фото: Асхат Бардынов

В здании американской компании «Зингер» на Невском,28 изначально планировали установить четыре лифта, как в американских небоскребах, лестница предполагалась только пожарная. Однако архитектор Павел Сюзор со временем внес в проект изменения. Число подъемников сократили до двух, а рядом разместили широкую мраморную лестницу в стиле модерн. Сами лифты поставила в 1902-1904 годах американская же компания «Отис». Внешнее оформление шахт выполнила мастерская «Карл Винклер».

«Компания «Отис» внесла большой вклад в развитие мировой лифтовой отрасли - Элайша Отис изобрел первую систему безопасности лифтов - ловители. Благодаря этому в случае обрыва лифт не падает, а задерживается специальными ловителями. Кроме того, в компании изобрели систему вызова лифта нажатием кнопки, для приведения лифта в движение нужна была целая команда специалистов», - добавил Максим Ковалев.


Фото: Максим Дынников

Оригинальные подъемники были утрачены в советское время, на их месте сегодня установлены новые современные кабины. Зато декор шахт был полностью восстановлен во время последней реставрации. Сегодня в здании располагается офис российской социальной сети «ВКонтакте».

Дом Журналиста

Фото: Асхат Бардынов

Лифт в особняке Сухозанета на Невском, 70, в котором сейчас располагается Дом журналиста, появился в 1910-1911 годах при реконструкции здания под нужды Торгово-промышленного союза. Это одна из первых работ петербургской фирмы «Оригинальный лифт Штейна», которая сотрудничала со швейцарской фирмой Schindler.

Фото: Максим Дынников

Необычная деталь - лифт был гидравлическим. Подъемник приводится в движение за счет поршня. Подземное помещение заполнено водой, а давление выдавливало поршень. Когда пассажирам нужно было спуститься - воду спускали. Благодаря этому обеспечивалась исключительная плавность хода.

Фото: Максим Дынников

«Сегодня технология гидравлических лифтов используется в частных домах или в небольших шахтах, в высотках такую систему не применить, поскольку конструкция имеет ограничения по высоте», - пояснил Ковалев


Фото: Максим Дынников

Редкая особенность - в лифте на Невском, 70 уцелела не только шахта, но и кабина. Сейчас к ней присоединен современный гидравлический движок.

Здание бывшего Волжско-Камского Банка

Фото: Асхат Бардынов

Лифт в здании бывшего Волжско-Камского банка на Невском, 38 - первоначально был установлен в 1898 году при реконструкции здания под нужды финансового учреждения архитектором Бенуа. В советское время было решено, что подъемник тут не нужен и его вместе с шахтой демонтировали. К сожалению, такие решения были распространенным явлением.

Фото: Сергей Ермохин

«Раньше старинные лифты не рассматривались как ценность: их заменяли на более современные, демонтировали за ненадобностью. Только недавно отношение изменилось, теперь мы их исследуем, любуемся и пытаемся максимально сохранить все детали, » – сказал Максим Ковалев.


Витебский вокзал

Фото: Максим Дынников

Уже в начале прошлого века на одном из красивейших железнодорожных вокзалов Петербурга - Витебском работали сразу 11 подъемных машин. Один из самых крупных и важных лифтов - №11 предназначался для спуска с платформы крупногабаритного багажа. Он работал от электромотора, скорость подъема составляла 500 мм в секунду. Такая скорость сопоставима со скоростью современного подъемника.

Фото: Максим Дынников

«Скорость подъема лифта зависит от этажности дома, например, в 9-этажном доме лифт может ехать со скоростью от 0,63 м/c до 1 м/c. Конечно, в небоскребах речь идет о совсем других скоростях. Например, в Лахта центре скорость лифта составляет 8 м/c». – пояснил Максим Ковалев


Фото: Максим Дынников

Лифт и лифтовая шахта изготовлены в Петербурге на заводе «Ф.Ф. Сан-Галли» на Лиговском проспекте. Внизу под лифтом находится багажный тоннель, оборудованный горизонтальным транспортером. Всего на станции были пассажирские и грузовые лифты трех типов: электрические, электро-гидравлические и оборудованные ручным приводом, на случай отключения тока. Лифт №10 предназначался специально для подъема и спуска больных на носилках и в колясках. Увы, сегодня ни один из лифтов на вокзале не функционирует.

Смотрите также: 10 сказочных башен Петербурга и окрестностей

источник

Tags: Россия, Санкт-Петербург, дизайн и архитектура, история, лифт, присланное, технологии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 90 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment