BigPikcha.ru (b_picture) wrote,
BigPikcha.ru
b_picture

«Улицам разбитых фонарей» — 20 лет: как создавался легендарный сериал

О сериале «Улицы разбитых фонарей» знают все — это такая русская «Санта-Барбара», образец всенародно любимого эпоса и действительно культурно значимое событие в мире отечественной киноиндустрии. «Менты» (название видеоверсии) без пафоса рассказывали истории из жизни, правдиво и точно — и именно поэтому сериал полюбили и смотрели.

В начале 2018 года «Улицы разбитых фонарей», официально признанные самым долгим российским телепроектом, отметили свое 20-летие. Давайте же вспомним, как снимали этот культовый сериал.




Эти титры сериала узнаваемы в нашей стране миллионами людей. На протяжении 16 сезонов менялись режиссеры, сценаристы и актеры, но любовь зрителей к героям сериала всегда оставалась неизменной.


Вступительный ролик к сериалу «Улицы разбитых фонарей» 1998 года

Первую серию «Улиц разбитых фонарей» показали по ТНТ 4 января 1998 года. Затем первый сезон выкупил канал ОРТ и поставил сериал в эфир в прайм-тайм с начала октября 1998 года. Рейтинги зашкаливали.



Сериал рассказывает о рабочих буднях 85-го отделения петербургской милиции. Главные герои, рядовые «сыскари» Казанова, Ларин, Дукалис и Волков наводят порядок в тяжелые девяностые. Они совсем не похожи на тех идеальных милиционеров, которых показывали в советских фильмах. Это простые ребята, одеты скромно, разъезжают по городу на общественном транспорте и ведут свои расследования в обшарпанных кабинетах, часто применяя недозволенные методы в работе — одним словом, менты.



И хотя телевизионная премьера «Улиц разбитых фонарей» состоялась в 1998 году, первые «классические» восемь серий были сняты аж в 1995-м. Тогда продюсеру Александру Капице попала в руки книжка петербургского писателя Андрея Кивинова, чьи зарисовки из жизни оперов и легли в основу сценария первых серий. Под псевдонимом Кивинова скрывался капитан убойного отдела кировского РУВД Санкт-Петербурга Андрей Пименов — один из первопроходцев жанра иронического детектива в России.


Писатель и драматург Андрей Кивинов

Когда-то он провалил экзамены на литературный факультет, но страсть к писательству осталась. Рабочие будни постоянно подкидывали сюжеты, и в свободное от работы время Пименов написал свою первую повесть «Кошмар на улице Стачек». Повесть прочитал один знакомый журналист, сказал, что в рядах милиции появился свой «Ильф и Петров», и отнес повесть в издательство. Так оперативник Андрей Пименов стал писателем и драматургом Андреем Кивиновым.


Первая книга Кивинова, которая и легла в основу культового сериала

«Кошмар на улице Стачек» попал к режиссеру «Особенностей национальной охоты» Александру Рогожкину, и он решил связаться с автором и попробовать снять сериал о милицейских буднях. Сериал сначала назвали «Менты», но в процессе работы это показалось слишком прямолинейным, и сериал вышел как «Улицы разбитых фонарей».

Пилотные серии снимались на голом энтузиазме: актеры сидели без работы, поэтому вкалывали не покладая рук. Режиссер Александр Рогожкин привел Александра Лыкова (Казанова) и Сергея Селина (Дукалис). Алексей Нилов (Ларин) ради съемок оставил кресло начальника отдела рекламы, а Михаил Трухин (Волков) пришел на пробы с гитарой, «спел пару блатных песен и был утвержден на роль милиционера».



Никому не известные тогда актеры были в кадре самими собой, «своими в доску», тощими и голодными на фоне зарождающегося капитализма. Снимали, что называется, дешево и сердито в «интерьерах» — в настоящем опорном пункте на потертых диванах в своей одежде.

Образы были колоритные и запоминающиеся.


Крепкий и мордастый, как Винни-Пух, ветеран рижского ОМОНа Дукалис, все время повторяющий: «А у нас в Риге…» — любимец всех тещ России. Прототипом лейтенанта Дукалиса был сотрудник РУВД Анатолий Дукул. Он ушел на пенсию в звании подполковника милиции и стал муниципальным депутатом.


Манерный эротоман уголовного розыска и кладезь забавных историй Казанцев, использующий служебное положение для удовлетворения нужд плоти. Его прототипами стали сразу два человека, Владимир Малинин и Алексей Филиппов. Оба они были первыми героями-любовниками и самыми отчаянными парнями Кировского РУВД. Владимир Малинин — пенсионер МВД и работает консультантом по вопросам безопасности. Алексей Филиппов умер в 2003 году в возрасте 36 лет.


Капитан Ларин был списан с самого Кивинова. Многие события, которые происходили с капитаном, были взяты из жизни автора.


Майор Соловец, типичный карьерист-бюрократ, озабоченный раскрываемостью и отчетностью. Прототипом майора, который задержался в сериале дольше всех героев, стал начальник уголовного розыска подполковник Олег Дудинцев. После выхода на пенсию Дудинцев стал писателем и продюсером.


Вечно «зеленый» сын полка лейтенант Волков, терпящий словесные подтрунивания от старших коллег. Самый молодой опер «Улиц» на самом деле был самым старшим оперативником. Вячеслав Баснев занимался преступлениями несовершеннолетних и был абсолютно не похож на сериального героя. На пенсии Баснев работал на таможне, а потом стал чиновником.


Лейтенанта Насти Абдуловой не было в сценарии — был опер-стажер Саша Абдулов, который появлялся в одной серии. В Настю его превратили уже по ходу работы — актриса Анастасия Мельникова уговорила свою подругу, художницу сериала, порекомендовать ее хоть на какую роль. Режиссер подумал и вписал в мужскую компанию решительную девушку.


Также прототипов не было у Мухомора и у появившихся в сериале гораздо позже лейтенанта Порохни и капитана Дымова.

«Улицы разбитых фонарей» бередили душу своей достоверной атмосферой и живостью типажей, но, когда проект покинул Кивинов, сериал сразу потерял реалистичность и индивидуальность, а создатели принялись бороться за рейтинги, не привлекая больше консультантов в погонах. Живость характеров ушла, менты стали лезть под пули, словно на них невидимый бронежилет, сценарии потускнели, юмор ушел.


Через год после премьеры сериал покинул самый яркий герой — Казанова. Александр Лыков понял, что он стал знаменитым, но не актером, а «ментом», и рискует стать заложником роли. На Лыкова обиделась вся съемочная группа, но «хоронить» героя не стали — надеялись на возвращение. Через несколько лет «похороны» все-таки состоялись — из проекта ушли Сергей Селин и Алексей Нилов, соответственно, Дукалис и Ларин героически погибли на задании.


За свою долгую историю «Улицы разбитых фонарей» много раз получали награды со стороны органов внутренних дел России, в том числе премии МВД и Ассоциации юристов и адвокатов России, а также премии Академии российского телевидения «ТЭФИ» в номинациях «Лучший проект года» и «Лучшая художественно-постановочная группа». Сценарист Андрей Кивинов попал в Книгу рекордов Санкт-Петербурга как создатель литературной основы самого долгого сериала в истории отечественного телевидения.

Смотрите также: Проклятье «Мастера и Маргариты»: как проходили съемки сериала

источник



Понравилось? Жми лайк!
Tags: Россия, кино, сериал, съемки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 90 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment